Он создал Серп и Молот

СССР, история, серп и молот, Евгений Камзолкин

Так получилось, что создатель одного из самых известных «брендовых» символов в истории ХХ века художник Евгений Камзолкин был человеком не публичным. Он прожил свой век в подмосковном городе Пушкино в уединенной творческой атмосфере, которая вполне органично сочеталась с его поистине подвижнической деятельностью – развитием городской системы детского образования и творчества.

О последнем свидетельствует чудом сохранившаяся в наши дни мемориальная доска на здании местной музыкальной школы(для ее строительства Е.И. Камзолкин безвозмездно отдал городу часть собственного участка вместе с домом), а также комната в экспозиции краеведческого музея, который вот уже более века не ремонтировался и находится ныне в аварийном состоянии.

Между тем сам Евгений Иванович – личность далеко не заурядная. Будучи выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества и являясь учеником знаменитых художников «серебряного века» Коровина и Серова, он еще в годы обучения работал вполне самостоятельно и принимал участие во многих выставках. Помимо живописи Камзолкин профессионально занимался фотографией, был участником Международной фотографической выставки в Турине и одновременно с этим – известным художником-декоратором: многие московские театры делали ему заказы на оформление своих спектаклей.

С 1918 по 1922 годы Е.И. Камзолкин – главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Именно в этом качестве он по поручению Московского Совета занимался оформлением Замоскворецкого района Москвы к празднованию 1-го Мая 1918 года.

К порученному делу художник подошел более чем ответственно. «В конце апреля, – вспоминал он впоследствии, – Моссовет поручил мне оформить Серпуховскую площадь к 1 Мая. Как мне сказали, Замоскворечье – самый ответственный район: здесь живет до трехсот тысяч рабочих».

Для выполнения важного поручения (День международной солидарности трудящихся в 1918 году впервые отмечался в Советской России как официальный государственный праздник) Камзолкин создал бригаду из четырех живописцев, подключив к работе своих давних товарищей по училищу: Сергея Герасимова, Николая Чернышева, Дмитрия Соболева.

Встал вопрос о создании наиболее выразительных символов первомайских торжеств, которыми и следовало украсить алые революционные полотнища – неизменный атрибут праздничного декорирования столицы нового пролетарского государства. «Товарищи из Моссовета, – вспоминал потом Камзолкин, – говорили: может, плуг и молот с наковальней изобразить? Я решил, на свой страх и риск, перебрав уйму вариантов, сделать символом крестьян серп, а рабочих – молот без наковальни. Я сделал несколько набросков и наиболее подходящими счел перекрещивающиеся серп и молот. Мне казалось, что такое сплетение выразительно и звучит как эмблема. Ее я и решил поместить на первомайские стяги и полотнища».

О том, как рождалась легенда, засвидетельствовал в своих воспоминаниях художник С.В. Герасимов – впоследствии народный художник и первый секретарь Союза художников СССР:

«Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: “А что если попробовать такую эмблему –  пожалуй, будет советской?” При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри –  молот: это будет рабочий класс. “Ведь, пожалуй, подойдет”, –  сказал он. Мы согласились…»

«…Символ смычки рабочих и крестьян, – продолжает С.В. Герасимов, – был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет – и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом…

Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР –  художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном.

“Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, – объяснял Евгений Иванович. – У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти… ”».

И хотя данные о том, в какой именно день произошло рождение всемирно известной эмблемы разняться (некоторые источники сообщают о 25 апреля, другие – о 29-м), для очевидцев и непосредственных участников этого события бесспорно одно. Произошло это в канун первомайских торжеств 1918 года в полупустынном зале театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов, главным художником которого в ту пору, как уже отмечалось выше, как раз и являлся Е.И. Камзолкин.

Современники свидетельствовали, что уже 1-го мая на Серпуховской площади «полыхали огромные красные флаги, в верхней части которых красовались золотые скрещенные Серп и Молот». Новая эмблема, ставшая результатом творческих исканий талантливого русского художника, получилась настолько удачной, что уже в июле 1918 года Всероссийский Съезд Советов утвердил её как государственную. И с тех пор она обошла весь мир.

Все последующие годы Евгений Иванович провел в ставшем родным для него Пушкино. Он шефствовал над домом беспризорников им. А.В. Луначарского, где учил сирот рисовать, делать мебель, игрушки и, как вспоминали очевидцы, а также друзья художника, он «по-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи – его картина «Комсомольцы 20-х гг.».

Он умер 19 марта 1957 года и был погребен на Кавезинском кладбище Пушкинского района (рядом с Ивантеевкой). Как свидетельствуют старожилы, в знак искренней благодарности за подвижническую, бескорыстную деятельность Камзолкина в Пушкино, местные рабочие соорудили над могилой художника выразительный надгробный знак в виде Серпа и Молота – той самой выдающейся эмблемы, созданной им в далеком 1918-м.

Александр Титов, журналист информационного портала «Победитель», в небольшой заметке о вкладе этого самобытного художника в историю Родины, справедливо обратил внимание на важное обстоятельство. Поразительным парадоксом истории, отмечает журналист, является тот факт, что Серп и Молот – боевой и безусловно «самый народный символ», не случайно перешедший затем в геральдику многих государств, вставших на путь социалистического обновления цивилизации, – был «рождён на территории нашей страны русским художником».

Тогда как тот же двуглавый орел, популяризируемый апологетами нынешнего ретро-режима, – этими неисправимыми ненавистниками и хулителями Серпа и Молота и всего, что связано с советским проектом, – является символом безусловно «импортным», привезенным в Россию московскими князьями из Византии. Причем, даже не столько в качестве символа государственного, сколько знака их личного великокняжеского правления.

Создатель «Серпа и Молота» художник Евгений Камзолкин, сам того не подозревая, воздвиг себе подлинный, бессмертный памятник – рукотворный и нерукотворный одновременно.

С. Краеведов

=====================================================================

Число просмотров поста: 11

=====================================================================

Нам нужна поддержка наших читателей.

Если вы ознакомились с содержанием данной страницы, значит вас чем-то заинтересовал сайт "Красная Пенза". Сайт поддерживается Никитушкиным Андреем на собственные средства безработного инвалида III группы. Если вы готовы поддержать финансово проект, пусть даже анонимно, то можете воспользоваться следующей информацией для помощи в оплате размещения сайта (хостинга) в сети Интернет:
* номер российской банковской рублёвой карты - 4622 3520 1059 6570. Средства можно перевести на карту с помощью банкомата любого банка или, например, с помощью "Сбербанк Онлайн".
* BTC(Bitcoin) 1LMUiKrmQa5uVCuEXbcWx2xrPjBLtCwWSa
* ETH(Etherium) 0x7068dC6c1296872AdBac74eE646E6d94595f2e00
* BCH(BitcoinCash) qzrl2ffe4l8k0efe0zaysls48zx83udhfv9rk9phax
* XLM(Tellar) GBHJ33CWEO2I4UFRBPPSHZC6M7KP5RMDVVFG5EURSO6GRIUM3XV2C4TK

Если вам будет необходима квитанция об использовании перечисленных вами средств на оплату размещения сайта "Красная Пенза" в сети интернет (хостинга), то она вам будет предоставлена по первому требованию. Всем откликнувшимся товарищам заранее спасибо за помощь!

 

С большевистским приветом из Пензенской области!

Один комментарий

  1. А кто похоронен на Новодевичьем кладбище — Камзолкин Алексей Иванович (1879-1939) — брат Камзолкина Евгения Ивановича? В одной могиле с Дрожжевкиной Матрёной Михайловной. Могила расположена рядом с могилой автора «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.