Последний бой комкора Котовского

Украина, десоветизация, декоммунизация, памятники, демонтаж, ликвидация, память, народ, реалии

В «постмайдановской» Украине разворачивается очередной виток борьбы по вопросу сохранения уникального памятника эпохи – второго в СССР Мавзолея, сооруженного в честь легендарного комкора Гражданской войны Григория Ивановича Котовского

 

Украинская власть отличается особенной нетерпимостью к мавзолеям. Само название этих захоронений с забальзамированными телами, которое происходит от имени античного царя Мавсола, по всей видимости, ассоциируется у наших чиновников со знаменитым ленинским мавзолеем в Москве – что автоматически вызывает желание их уничтожить.

Так, в феврале исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун пыталась отказать в средствах на плановое ребальзамирование тела выдающегося ученого и хирурга, москвича Николая Пирогова, который упокоился 136 лет назад на территории нынешней Винницы – в самом старом мавзолее на территории бывшего СССР.  Эта варварская инициатива вызвала серьезный скандал – поскольку мавзолей Пирогова широко известен в научном мире, и, вдобавок, является одной из главных достопримечательностей родного города премьер-министра Владимира Гройсмана. Поэтому, средства на спасение тела все же нашлись – хотя не стоит исключать новых покушений на мавзолей одного из создателей анестезии, который виноват перед нынешними националистами своим чуждым неукраинским происхождением.

Другой мавзолей, в котором был похоронен знаменитый красный комкор Григорий Котовский, находится сейчас под угрозой уничтожения в соответствии с репрессивным законом о декоммунизации. Решение о захоронении здания было принято еще в 2016 году – когда носивший его имя город Котовск стал называться Подольском. Тело Котовского должны были перезахоронить с воинскими почестями на местном кладбище, а сам монумент подлежал демонтажу. Однако, эта инициатива сразу натолкнулась на саботаж со стороны местной общественности, которая делала акцент на особой архитектурной и исторической ценности  уникального в своем роде провинциального мавзолея.

История захоронения комкора наглядно иллюстрирует, насколько яркой была фигура этого бессарабского Робин-Гуда – даже на фоне событий Гражданской войны, которая породила целую плеяду легендарных военачальников. Биография Котовского напоминает сюжеты приключенческих романов, большим любителем которых, он, к слову, являлся. Его отец переехал в Молдавию из украинской Подолии, устроившись на работу механиком местного винокуренного завода. Рано осиротевший Котовский воспитывался крестными, которые помогли ему устроиться в агрономическое училище, где юноша вступил в подпольный кружок социалистов-революционеров – и через некоторое время стал совершать дерзкие ограбления местных помещиков и банкиров, которые прославили его имя далеко за пределами Бессарабской губернии.

Человек богатырской силы, знаменитый своей лысиной, он совершал поступки необыкновенной дерзости – отпускал на волю арестованных за долги крестьян, выдавая разоружённым охранникам справку: «освободил Григорий Котовский», демонстративно пил кофе напротив полицейского участка в Кишиневе, прямо перед глазами у разыскивающих его жандармов, и заводил романы с самыми красивыми девушками Бессарабии. Легендарный эсеровский боевик снискал известную популярность у местных жителей – что были вынуждены признать местные власти. Этому способствовал не только его романтичный образ. Криминальная деятельность Котовского всегда оправдывалась идеологическими целями, а вырученные от эксов средства помогали финансировать многочисленное социалистическое и анархистское подполье Одессы, а также отряды еврейской самообороны, которые начали создаваться в Бессарабии после кровавого Кишиневского погрома. Совершая экспроприации, Котовский зачастую щедро делился с жителями молдавских сел. В этих жестах была не только погоня за популярностью, но и точный расчет – помогая крестьянам, «степной Робин Гуд» находил в них надежных союзников, которые укрывали его от жандармов. И благодаря этой поддержке он долгое время оставался неуловимым.

Впрочем, близость к народу не мешала Котовскому органично ощущать себя в привилегированной социальной среде имущего класса – чему способствовала образованность и знание языков. «Прекрасно говорит по-русски, румынски, и еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена», – рассказывала о его многочисленных талантах полицейская ориентировка царской эпохи.

С началом Первой русской революции Котовский с головой бросается в революционную стихию, участвуя с небольшим отрядом в крестьянских бунтах, которые охватили тогда Бессарабию. После ареста он успешно бежал из сибирской каторги в Нерчинске, и совершил легендарное ограбление Бендерского казначейства. Арестованного в результате ранения эсера приговорили к смерти через повешение – однако, широкая известность помогла ему получить помилование, подписанное командующим Юго-Западным фронтом генералом Брусиловым. Причем, за популярного арестанта специально ходатайствовали министр Гучков и адмирал Колчак. Освобожденный сразу после Февральской революции, по личному распоряжению Керенского, Котовский произнес революционную речь в Одесской оперном театре, где как раз давали «Кармен». А потом продал на аукционе свои кандалы, которые приобрел за три тысячи рублей богатый купец Гомберг.

Казалось бы, Котовского ожидала блестящая карьера в качестве сторонника Временного правительства. Однако, прошедший через каторгу и тюрьмы политзаключенный, вне всякого сомнения, был глубоко идейным и деятельным человеком, которому претила половинчатая соглашательская политика новой власти. Уже вскоре он отправился на Румынский фронт, где получил за храбрость Георгиевский крест, а затем стал главой местного солдатского комитета, выступая за немедленное прекращение империалистической войны. В результате левой агитации, Котовский примкнул к крайним революционным группам, сотрудничая с левыми эсерами, анархистами и большевиками, которые набирали популярность в Одессе и во всей остальной стране.  И, в конечном итоге, сделал свой выбор в пользу партии Владимира Ленина и Льва Троцкого.

Командуя кавалеристской бригадой, а затем – корпусом, он заслужил три ордена Красного знамени, очередные ранения и новую славу в многочисленных боях против самых разных противников. Так, в феврале 1920 года Котовский активно участвовал в освобождении Одессы от интервентов – причем, находившиеся в городе части галицких сечевых стрельцов во главе с генералом Сокирой-Яхонтовым перешли на его сторону, и влились в Красную Армию в качестве одного из подразделений Червоной Украинской Галицкой армии, получив от Котовского захваченные у деникинцев бронеавтомобили.

Вскоре после этого комкор вступает в РКП(б) и участвует в операциях против петлюровцев, белополяков, антоновцев и махновцев. Наконец, в ноябре 1921 года его кавалерийский корпус поставил точку в гражданской войне на территории Украины, разгромив под Базаром Волынскую группу армии УНР во главе с генерал-хорунжим Тютюнником, которая пыталась прорваться к Киеву с территории Польши – что сделало бессарабского командира объектом особой ненависти националистических историков и активистов.

Его влияние в родной Бессарабии было почти безграничным, и Котовский использовал его начале эпохи НЭПа – хотя, вопреки слухам, отнюдь не с целью обогащения. По его указанию были основаны несколько небезуспешных коммерческих предприятий, включая кожевенные и сахарные заводы, на которых работали бывшие бойцы его корпуса.  Кроме того, на советско-румынской границе возникло целое мини-государство – автономная Молдавская ССР в составе Советской Украины, которую тут же прозвали «Республикой Котовией». Еще бы – ведь по легенде, Котовский собственноручно провел на карте границы новосозданной автономии, со столицей в Бирзуле – будущем Котовске, который стал после «майдана» Подольском.

Смерть настигла этого человека на пике славы, при весьма загадочных обстоятельствах. В  1925 году, находясь на отдыхе под Одессой, Григорий Котовский погиб от пули своего подчиненного Мейера Зайдера, бывшего владельца публичного дома, который когда-то укрывал его от полиции. Это убийство сразу же обросло ворохом слухов. Одни считали его мотивом банальную ревность, другие видели в нем месть за разгром «полка имени Ленина», укомплектованного из одесских бандитов под командованием Мишки Япончика и разогнанного Котовским за дезертирство. Зайдера также считали агентом румын, опасавшихся, что популярный в Бессарабии командир может расширить свою «Котовию» за счет заднестровской Молдовы, где его имя с надеждой повторяло множество местных жителей. А еще одна, типично перестроечная конспирологическая версия приписывала убийство Котовского проискам Сталина – поскольку незадолго до гибели «бессарабский Робин Гуд» якобы получил приглашение занять пост заместителя Наркомвоенмора Фрунзе, который пережил Котовского всего на два месяца, скончавшись на операционном столе в Москве.

Как бы там ни было, через несколько лет комкор был отмщен. Григорий Вальдман, бывший одесский уголовник, а после командир эскадрона в бригаде Котовского и кавалер орденов Красного знамени, разыскал и казнил убийцу своего командира. Жизнь с фабулой приключенческого романа получила достойное завершение, а тело Котовского стало источником поклонения его земляков. Уже на следующий день после его гибели в Бирзулу направились московские специалисты-бальзаматоры во главе с профессором Воробьевым. В небольшом полуподземном помещении был установлен стеклянный саркофаг, где находилось открытое для обозрения тело Котовского. Рядом, на бархатных подушках, лежало его наградное оружие и ордена. А в 1934 над бессарабским мавзолеем надстроили трибуны – возле которых проходили парады по образцу московских.

Первый Мавзолей Григория Котовского просуществовал шестнадцать лет. В 1941 году румынские оккупационные войска разбили саркофаг, выкинув тело в ров с телами расстрелянных евреев. В ту же ночь рабочие железнодорожного депо вырыли останки комкора, и спрятали его на чердаке, предварительно облив сверхдефицитным в военное время спиртом. После освобождения люди сами отнесли на место гроб с сохраненным телом, установив его на простой деревянной лавке, которую украшал портрет работы местного самодеятельного художника. Интересно, что руководство вновь образованной союзной республики Молдавии потребовало перезахоронить Котовского в Кишиневе – но после длительных кабинетных войн Украина удержала у себя «спорное» тело.

Над сохранившейся подземной комнатой надстроили гранитную стелу с барельефом полевого командира, причем вход в «мавзолейную» часть комплекса почему-то находится с ее тыльной стороны. Новое сооружение предложили именовать «склепом». Однако слово «мавзолей» прочно утвердилось в сознании жителей Котовска, которые с гордостью сравнивали местную достопримечательность с ленинским мавзолеем.

Очевидно, что народные симпатии к Котовскому сохраняются на Одесщине и сейчас. 19 сентября украинские СМИ сообщили о начале демонтажа знаменитого мавзолея – но уже на следующий день появился комментарий вице-мэра Подольска Анатолия Корчевого, по словам которого мавзолей будет реконструирован, а его ремонт проводится в соответствии с законодательством Украины. Ранее Корчевой заявлял, что мавзолей не подпадает под закон о декоммунизации, бросая открытый вызов ревизионстской политике Украинского института национальной памяти. И можно не сомневаться, что попытка спасти уникальный памятник уже вскоре приведет к настоящему политическому сражению – очередной битве легендарного командира, который не дает покоя врагам даже спустя много лет после своей смерти.

Андрей Манчук

Автор – украинский журналист, активист движения «Боротьба», г.Киев

На фото – работы по реконструкции Мавзолея Г.И. Котовского. Украина, г. Подольск (до 2016 г. – Котовск), сентябрь 2018 г.

=====================================================================

Число просмотров поста: 2

=====================================================================

Нам нужна поддержка наших читателей.

Если вы ознакомились с содержанием данной страницы, значит вас чем-то заинтересовал сайт "Красная Пенза". Сайт поддерживается Никитушкиным Андреем на собственные средства безработного инвалида III группы. Если вы готовы поддержать финансово проект, пусть даже анонимно, то можете воспользоваться следующей информацией для помощи в оплате размещения сайта (хостинга) в сети Интернет:
* номер российской банковской рублёвой карты - 4622 3520 1059 6570. Средства можно перевести на карту с помощью банкомата любого банка или, например, с помощью "Сбербанк Онлайн".
* BTC(Bitcoin) 1LMUiKrmQa5uVCuEXbcWx2xrPjBLtCwWSa
* ETH(Etherium) 0x7068dC6c1296872AdBac74eE646E6d94595f2e00
* BCH(BitcoinCash) qzrl2ffe4l8k0efe0zaysls48zx83udhfv9rk9phax
* XLM(Tellar) GBHJ33CWEO2I4UFRBPPSHZC6M7KP5RMDVVFG5EURSO6GRIUM3XV2C4TK

Если вам будет необходима квитанция об использовании перечисленных вами средств на оплату размещения сайта "Красная Пенза" в сети интернет (хостинга), то она вам будет предоставлена по первому требованию. Всем откликнувшимся товарищам заранее спасибо за помощь!

 

С большевистским приветом из Пензенской области!

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.